Йога Айенгара

Слова не могут передать значение йоги, чтобы понять это, нужно испытать на себе. Б.К.С.Айенгар

Особенности йоги Айенгара

Среди множества направлений йоги на западе самое широкое распространение получила хатха йога, уделяющая особое внимание работе с телом и использующая физические практики как инструмент воздействия на сознание. Она, в свою очередь, также подразделяется на множество школ и традиций, одной из них является аштанга йога или йога восьми частей. Нетрудно догадаться, что и она тоже неоднородна, в её рамках существует множество разных методов и целостных систем практики и обучения. Наиболее известными из них являются Аштанга Виньяса йога, йога Шивананды, Трай йога и йога Айенгара, об особенностях которой пойдёт речь дальше.

В первую очередь следует отметить, что метод Айенгара не является чем-то застывшим, окончательно сложившимся. Его создатель, Шри Б.К.С. Айенгар, начал заниматься йогой более семидесяти лет назад и продолжает практиковать по сей день. По его стопам пошла старшая дочь Гита и сын Прашант, которые уже на протяжении нескольких десятилетий преподают в Институте своего отца. Они постоянно анализируют воздействие асан на человеческий организм, развивая, углубляя и совершенствуя метод.

Йога Айенгара отдаёт предпочтение статической практике. Продолжительность пребывания в позах имеет колоссальное значение, и поэтому постепенно увеличивается, что развивает выносливость. Такой подход позволяет глубоко прорабатывать каждую позу (или, по словам Гуруджи, «ощущать её вкус»), наблюдать за её эволюцией, вносить изменения и поправки, вплоть до мельчайших, и, наконец, расслабляться в ней и наслаждаться ею.

Следующим основополагающим аспектом системы, тесно связанным с предыдущим, является выравнивание. Как мы знаем, тело любого человека изначально несимметрично, с возрастом дефекты лишь усугубляются, добавляются последствия травм и всевозможные профессиональные «деформации», результат – потеря гибкости, ограничение подвижности и букет болячек позвоночника, суставов и внутренних органов. Все эти отрицательные изменения неизбежно отражаются на состоянии психики и сознания, которое с годами, увы, также утрачивает пластичность и способность к восприятию нового. Выход один – повернуть вспять этот ужасный процесс «скрючивания и перекашивания». Однажды Шри Б.К.С. Айенгар сказал: «Бог – это симметрия». Эти слова как нельзя лучше отражают суть его подхода к практике йоги. Конечно, идеал недостижим, но неустанное стремление к нему, в данном случае, служит залогом физического и психического здоровья. Однако, беда в том, что, приходя в зал, мы выполняем непривычные позы привычным образом, то есть ещё больше зажимаем то, что и без того зажато, нагружаем то, что и так перегружено и так далее. В связи с этим, первостепенную роль играет руководство опытного преподавателя, который укажет нам на то, чего мы даже не замечали, и развитие собственной внимательности, аналитических навыков, без которых не обойтись в самостоятельной практике. Необходимо постоянно наблюдать за собой, за тем, как тело ведёт себя в той или иной позе, чтобы избавиться от старых привычек. Ни одна часть тела не должна быть забыта, каждая выполняет свою работу в любой позе и занимает в ней определённое положение. Всякий момент пребывания в позе от входа до выхода должен быть осознанным. Таким образом, асана постепенно выстраивается, тело выравнивается, а мы избавляемся не только от болезней, но и от стереотипов и комплексов, которые уже давно мешали нам жить.

Однако выполнить позу с самого начала правильно, да ещё и оставаться в ней долго, поначалу практически невозможно. Как правило, это или не получается в принципе или требует непомерных усилий, единственным результатом которых становится напряжение – первый враг йоги. Тут неоценимую услугу оказывают вспомогательные материалы: ремни, верёвки, валики (болстеры), кирпичи (блоки), стулья и одеяла. Их грамотное использование обеспечивает опору, максимальное вытяжение, расслабление, раскрытие грудной клетки и других полостей. Благодаря этому тело принимает правильное положение, человек может оставаться в позе дольше, не испытывая дискомфорта, и она оказывает благотворное воздействие на организм. Кроме того, у вас появляется возможность запомнить правильные ощущения, которые должны возникать при выполнении той или иной асаны. Впоследствии, когда вы будете выполнять позу без вспомогательных материалов, они послужат вам надёжным ориентиром. Со временем, по мере освоения некоторых поз, от использования в них вспомогательных материалов можно отказаться. В других асанах их количество уменьшается, но есть и такие, где они используются постоянно (как правило, для релаксации, в терапевтических целях или других случаях, когда поза выполняется пассивно).

Постепенное освоение поз также является одной из отличительных черт йоги Айенгара, проповедующей принцип «от простого к сложному». Простые асаны готовят тело и сознание к более сложным. На физическом уровне развиваются сила, гибкость и выносливость, на умственном и психическом - исчезают страхи, ломаются стереотипы, преодолеваются барьеры, достигается большая сосредоточенность, необходимая для пребывания в позе. Эта формула применяется не только в отношении практики в целом, но и в рамках каждого конкретного группового или самостоятельного занятия, когда позы выстраиваются в логическую цепочку, постепенно направляя внимание всё глубже внутрь и позволяя нам прорабатывать определённые группы мышц и суставы.

 

© 2010 Центр оздоровительной йоги «Самхита»
Создание сайта - ProstoSaity